Форма проведения: устный журнал
Задачи:
1. Раскрыть систему готовности детей к обучению в школе для родителей детей подготовительных групп и показать роль семьи и детского сада в становлении будущего первоклассника.
2. Создать благоприятные условия для взаимодействия таких социальных институтов, как семья и детский сад
3. Привлечь родителей к активному участию в дискуссии по проблеме подготовки детей к переходу из детского сада в школу.
Подготовка к собранию:
• составление сценария собрания;
• подготовка плакатов-советов и плакатов с видами готовности к обучению в школе;
• разработка с воспитателями подготовительной группы Памятки для родителей;
• подготовка вопросов для Педагогического ринга.
• Изготовление с детьми медалей для родителей: «К школе готовы!»
Материал к собранию: плакаты-советы, плакаты с видами готовности детей к обучению в школе, памятки по количеству родителей, медали по количеству родителей, сигнальные карточки красного, желтого и зелёного цветов по количеству участников.
Расположение участников: вокруг трех столов, расположенных по углам воображаемого треугольника (1 стол: родители и воспитатель группы, 2 стол: родители и воспитатель группы, 3 стол: ведущий собрания, руководитель физического воспитания, педагог-психолог).
1 страница
Дискуссия на тему «Слагаемые успешного обучения»
Сегодня мы собрались для взаимного общения, обмена опытом, переживаниями, чувствами. Надеемся, что каждый, будь то воспитатель или родитель, сможет почерпнуть для себя много полезного.
Вначале я хочу обратиться к родителям. Перед вами - цветные карточки. Поднимите, пожалуйста, карточку такого цвета, который отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка:
- красная – сильное
- желтая – умеренное
- зеленая – отсутствует
Вопрос: Что именно вас беспокоит больше всего?
Чтобы разговор был предметным, конкретным, предлагаю определить, в чем или в ком видится каждому проблема дискуссии*
- Найдет ли ребенок общий язык с педагогом школы, с одноклассниками
- Не будет ли часто болеть и потому не успевать в школе?
- Достаточно ли у него знаний?
- Какие оценки он будет получать в школе?
- Будет ли интересно ребенку в школе?
Ответы на все эти вопросы можно объединить тремя составляющими готовности ребенка к обучению в школе. А именно:
- интеллектуальная готовность, включающая развитие познавательных процессов и познавательных способностей, осведомленность в разных сферах жизни, речевое развитие, основы грамоты, математическую подготовку.
* Примечание: вопросы ведущий использует по мере необходимости для завязывания дискуссии
- физическая готовность, а именно: владение своим телом, различными видами движений, сюда же стоит отнести подготовку руки ребенка к письму, наличие представлений о своем физическом облике и здоровье, владение культурно-гигиеническими навыками и осознанное понимание их необходимости.
- психологическая готовность, или, как ее еще называют, мотивационная. Это осознанное отношение к процессу обучения, т.е., правильная мотивация, умение контролировать свое поведение, учитывать желания других, способность к установлению устойчивых контактов со сверстниками и взрослыми.
Обратите, пожалуйста, внимание на плакаты: они ясно отражают все три вида готовности ребенка к успешному обучению в первом классе.
2 страница
Выступление руководителя физического воспитания
3 страница
разминка
Предложить родителям массажные мячики для разминки кистей рук, пальчиковую гимнастику.
Цель: научить простейшим приемам проведения пальчиковой гимнастики, развития мелкой моторики и ручной умелости.
4 страница
Педагогический ринг
Капитаны команды от каждой группы родителей выбирают конверты с вопросами (1-я карточка: вопросы 1,2,5; 2-я карточка: вопросы 3,4,5). В течение 5 минут участники готовят ответы, один участник выступает. Оценивается грамотность и полнота ответа.
1. Что включает программа детского сада в рамках подготовки детей к обучению в школе?
- математическая подготовка
- основы грамоты
- подготовка руки к письму
- развитие познавательных процессов
- развитие познавательных способностей
- психологическая подготовленность
- формирование социальной зрелости
2. Что такое познавательные способности?
Это составляющие мышления, или мыслительные процессы.
- умение наблюдать
- обобщать
- сравнивать
- анализировать
- классифицировать
- способность рассуждать
- делать выводы
- устанавливать причинно-следственные связи
- понимание взаимозависимостей
3. Что такое познавательные процессы?
- внимание
Это проявление избирательной направленности процессов сознания. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание, поэтому ребенок оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться, частой смене деятельности. К старшему дошкольному возрасту формируется произвольное внимание, которое тесно связано с развитием ответственности. (объем внимания – количество предметов, охватываемых сознанием ребенка, концентрация – интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах, распределения – возможность концентрироваться на двух и большем числе различных объектов, переключение – возможность сознательного и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой, устойчивость – длительность времени, в течение которого сохраняется его концентрация)
- память
Это способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Первоклассник часто не помнит, что задали на дом, но великолепно может пересказать очередную серию любимого сериала. Просто в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором имеет место непроизвольное. Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через длительное время). ЫВ зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной (сохранение и воспроизведение зрительных образов), слуховой (запоминание и воспроизведение звуков, словесной информации, дошкольник узнает на слух до 70% информации), эмоциональной (память на эмоциональные переживания, на ней основана прочность запоминания материала). Но без опоры на мыслительную деятельность никакое усвоение знаний невозможно. Вот почему при развитии памяти важно ориентироваться на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.
- мышление
Это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов. Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами, игрушками); наглядно-образное (познание с помощью представлений, предметов, явлений); словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений) – формируется к 6-7 годам. Игры, лепка, конструирование, рассматривание, общение, т.е. все то, чем занимается ребенок до школы ,развивают у него мыслительные процессы
- восприятие
Это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. В старшем дошкольном возрасте дети хорошо различают цвет и форму предмета, свободно ими оперируют, находя в знакомых вещах. По силуэту или незначительным деталям ребенок определяет предмет и различает его величину, форму, удаленность и пр. Огромным достижением старшего дошкольника являются первые попытки установления связей между пространством, временем, количеством. Благодаря этому ребенок решает сложнейшую задачу – восприятие картинки. Он осмысливает взаимоотношения между частями картинки и воспринимает изображение как нечто целое.
- воображение
4. Какие нравственно-волевые качества нужно формировать в ребенка для успешного обучения в школе?
- организованность
Она проявляется в малом и в большом: без подсказки приготовить все необходимое для прогулки или игры, соблюдать режим дня, выполнить просьбу или поручение, выполнять свои маленькие обязанности по дому, например, убирать игрушки на место, заправлять постель, накрывать на стол (расставить тарелки, разложить салфетки и т.п.)
- самостоятельность
Она проявляется в том, что дети сами определяют место каждой вещи, порядок и интерьер своего уголка или комнаты, в выборе занятий, игр, деятельности по интересам. Не стоит детям преподносить знания в готовом виде, пусть ребенок сам делает «открытия».
- настойчивость и старательность
Это умение доводить начатое дело до конца, выполнить его аккуратно, качественно, стремление прилагать для этого максимум усилий.
- ответственность
Это понимание ребенком необходимости приложения усилий, старания, значимости выполняемой им деятельности, занятий для приобретения новых знаний.
5. Одним из важных условий благополучного начала обучения в школе является сформированность мотивации к обучению в школе, как часть психологической готовности. Что, на ваш взгляд, включает школьная мотивация?
- наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, выполнение интеллектуальных заданий, решение задач)
- понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности
- эмоционально-благополучное отношение к школе
6 страница
Психологическая.
Выступление педагога-психолога
Наверное, вы обратили внимание на то, что одно задание оказалось у обеих команд. И это не случайно, поскольку поступление ребенка в школу может внести очень большие перемены в жизнь семьи по сравнению с дошкольным периодом или же она во многих отношениях останется прежней.
Легкость, с которой ребенок привыкает к школе, определяется его прежним опытом, личностью, чуткостью педагога и усилиями взрослых, которые предлагают ему готовиться к школе.
(Предложить каждому из присутствующих высказать, какой вклад вносит именно он в подготовку ребенка к школе, чем способствует становлению личности будущего школьника)
6 страница
Итоговая
Ведущий награждает родителей медалями за активное участие и понимание проблемы подготовки детей к успешному обучению в первом классе, предлагает памятки по становлению мотивационной готовности к школе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Материалы для использования на родительском собрании
Советы по взаимодействию с ребенком
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Материал для плакатов:
Интеллектуальная готовность
1. Развитие познавательных процессов и познавательных способностей
2. Осведомленность в разных сферах жизни
3. Речевое развитие
4. Основы грамоты
5. Сформированность элементарных математических представлений
физическая готовность
1. Владение своим телом
2. Владение различными видами движений
3. Развитие мелкой моторики в рамках подготовки руки к письму
4. Наличие представлений о своем физическом облике и здоровье
5. Владение культурно-гигиеническими навыками и осознанное понимание их
необходимости
Психологическая готовность
1. Осознанное отношение к процессу обучения
2. Умение контролировать свое поведение, учитывать желания других
3. Способность к установлению устойчивых контактов со сверстниками и взрослыми
4. Сформированность нравственно-волевых качеств: самостоятельность, организованность, настойчивость и старательность, ответственность
Памятка для родителей
Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
Ответ на вопрос, что делать, если у ребенка отсутствует школьная мотивация, не прост и не однозначен. Он требует индивидуального и творческого подхода, а главное, умения уловить момент, когда можно переходить от сформированного игрового мотива к учебному. Ведь потребность в игре и движении сохраняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать.
Как заинтересовать?
1. Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
2. Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры.
3. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
4. Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слишком легким. Оно должно быть посильным.
5. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
6. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
7. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только — с самим собой. Например, не следует говорить: «Ну, посмотри на Диму, как быстро он выполнил это задание, не то что ты!» Скажите так: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.
Памятка "Формированиемотивационнойготовностиребёнкакшколе"
Мотивационная готовность ребёнка к школе - один из компонентов его психологической готовности - побуждает дошкольника к деятельности, направленной на удовлетворение познавательных интересов, усвоение новых знаний, развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми, принятие и осознание новой роли - ученика.
Ребёнок хочет учиться в школе потому, что у него уже есть потребность занять определённую позицию в обществе, открывающую доступ во взрослый мир (социальные мотивы), и потому, что у него есть познавательная потребность (познавательные мотивы), которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей называется внутренней позицией школьника.
Мотивационно готовым к обучению в школе можно назвать ребёнка семи лет, у которого сформированы основы внутренней позиции школьника.
Критерии готовности ребёнка к обучению в школе.
К началу обучения в школе дети должны уметь:
· строить сложные предложения разных видов;
· составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
· находить слова с определенным звуком;
· определять место звука в слове;
· составлять предложения из 3-4 слов;
· членить простые предложения на слова;
· разделять слова на слоги (части); различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
· самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
· уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
· 10) иметь представления о сезонных явлениях природы, называть времена года, их характерные отличия;
· 11) знать свой домашний адрес, телефон, свою фамилию, имя, отчество, а так же фамилию, имя, отчество родителей;
К началу обучения в школе ребенка у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Ребенок должен знать:
· состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
· как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему числу и вычитая единицу из следующего за ним в ряду числа;
o цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
o знаки +, -, =, >, <;
o название текущего месяца, последовательность дней недели;
o уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
· соотносить цифру и число предметов;
· составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
· пользоваться арифметическими знаками действий;
· измерять длину предметов с помощью условной меры;
· составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
· делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
· ориентироваться на листе клетчатой бумаги;